Как попасть в Грузию через Россию… или ментовский безпредел

Автор | 30.05.2011
Герои нашего времени

Герои нашего времени

Здравствуйте, дорогие друзья.

Я из Украины, г. Харьков. Меня зовут Роман. 29 лет.

Пишу отчет с целью рассказать о своем путешествии, о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Хочу, чтобы мой рассказ был полезен каждому, кто планирует отправиться в путь. Я не претендую на исключительность в своих выводах и том опыте, который получил благодаря поездке. Я лишь опишу одну из точек зрения, одну историю. Но, каждый человек, который решит проехать тот-же самый маршрут, увидит в нем что-то свое, встретится с какими-то другими трудностями. Постараюсь быть объективным и честным. Насколько хорошо мне это удастся сделать- судить Вам. Надеюсь, мои наблюдения, мой отчет о поездке поможет сделать Ваш путь проще и предсказуемей. Итак, поехали.

Вот и закончилась моя 17 дневная поездка на Кавказ.
О достопримечательностях и прелестях Кавказа лишний раз говорить не буду. Уж столько было сказано великими поэтами древности и современности. Столько описано на красочных сайтах, завлекающих воспользоваться услугами турфирм всех желающих отдохнуть на Кавказе. Нет, очередного рассказа о красоте не будет. Но, будет другой. Мой рассказ носит сугубо практический, я бы даже сказал- прикладной характер, с точки зрения реально наблюдаемой ситуации на дорогах и в регионах южной части России. Крупица очередной правды, глазами Украинца, будет, в первую очередь, интересна автопутешественникам. Тем, кто собирается ехать на машине через южные регионы России, и дальше, в Закавказье, по Военно-Грузинской Дороге в Грузию и Армению.
Начну с цели поездки. Я был в гостях, у своих Закавказских родственников и друзей. В прошлом году летал на самолете в Армению, Ереван, и дальше- Нагорный Карабах В этом году решил поехать на машине. Благодаря открытию Верхнего Ларса и Казбеги, 1 марта 2010 года, поездка стала возможной.
Хочу сказать, что мечтал о поездке около года, с тех пор, как впервые вернулся в прошлом году из Армении, на самолете. А серьезная подготовка началась за 2 месяца: мониторил просторы интернета, читал заметки и статьи, просматривал фотоотчеты, знакомился с людьми, недавно проехавшими интересующий меня маршрут, задавал вопросы, думал, анализировал. Теперь, после возвращения, имея личный, пусть и небольшой опыт, готов сам ответить на вопросы каждого, кто собирается в путь.
Поскольку сольное прохождение маршрута представлялось сложным и с точки зрения безопасности и с точки зрения затрат на бензин, я начал поиск единомышленников.
Примерно за 4 недели до старта разместил на дюжине туристических сайтов и досках объявлений информацию о поиске попутчиков. В ней говорилось, что я еду на 2 недели в Армению, через города: Харьков- Новошахтинск- Ростов- Тихорецк- Кропоткин- Армавир- Невинномысск- Минводы- Нальчик- Владикавказ- Тбилиси- Ереван, на автомобиле Samand. И возвращаюсь той-же дорогой, в обратном направлении, спустя 2 недели. Мои пожелания заключались в том, чтобы компания была адекватной, дружной, и способной скинуться на бензин. Поскольку денег в дорогу у меня было совсем немного, то поездку иначе, как авантюрой, а меня- авантюристом, не назовешь. Через несколько дней на одном из Харьковских форумов я нашел своего первого попутчика- Пашу. Историка, путешественника.
На объявления откликнулось еще несколько человек. Звонили, интересовались, но серьезного разговора так и не состоялось. Так продолжалось, практически, до последнего срока- даты отъезда. И только за пару дней до старта на меня, через общих знакомых, вышла молодая пара, которых заинтересовало мое предложение. Встретились, познакомились, подружились. Все оговорили; всем все подходит: цена за бензин, сроки, условия.
Заканчиваю свои дела в Харькове, складываю вещи, меняю гривны на рубли и доллары, запасаюсь коммуникатором с GPS приемником, благодаря другу скачиваю с инета карты Кавказа, меняю резину на одном колесе, провожу ТО и замену масла на автомобиле. 26 июля, в 4 утра, заезжаю за ребятами-попутчиками, загружаем вещи, заправляем полный бак 95-го, и в путь. Нас четверо: Саша, Кася, Паша и я.
На границе с Россией были часам к 9 утра. Трасса свободная, водители фур еще спят, ГАИшники в этот раз не встретились. Прохождение таможни заняло 1,5 часа. Выпустили- запустили без проблем. Заполнили миграционные карты на Российской таможне, временный ввоз ТС, страховку не спрашивали, но была. Мне советовали оформлять «Грин Карту» в любой серьезной страховой компании города Харькова, что я и сделал, т.к. на границе не хотел терять драгоценное время и тратить дополнительно деньги.
На небе- облака. После жаркого Харькова такой подарок природы был настоящим облегчением. Жаль, что счастье длилось недолго, и уже к Краснодарскому Краю Нас жарило по полной. Навигатор по России отказывался прокладывать маршрут. Работал только, как электронная карта. Спасибо и за это. По ошибке, вот уже второй раз подряд за год, въезжаю в Ростов. Опыт прошлого года, похоже, меня ничему не научил. Это забрало у Нас дополнительно час-полтора времени. Движение затруднено; машин много. Проехали Дон. Выехали из города по направлению к Краснодару. Примерно на полпути- поворот налево, в сторону Армавира, Невинномысска, Минвод. Трасса широкая, местами волнистая, но по сравнению с Украинской дорогой- просто сказочная. Свернули в посадку пообедать, поездили несколько километров по бездорожью в поисках уютного места. Нашли, пообедали. Увидел, что пробито заднее колесо. Резина пожевана, колпака нет. Ставлю запаску, едем дальше. Останавливаемся, по пути, возле шиномонтажа, спрашиваем, сколько стоит б\у резина. Лупят баснословные цены, в полцены от новой. Едем дальше. Шиномонтаж. Та же цена. Под Армавиром заехал на СТО, там местные армяне посоветовали пару мест, где могут быть вменяемые люди и цены. Мы туда. 100 российских рублей за колесо, и еще столько-же, за работу- и вопрос решен. Едем дальше.
Первый раз документы проверили на границе Краснодарского и Ставропольского Края, во второй части дня, ближе к вечеру. Разговор с работником автоинспекции занял 5 минут, после чего с Нами попрощались, и мы отправились дальше. Когда уже стемнело, и мой мозг начал переходить в режим автопилота, а свисающие с руля руки наливаться свинцом, после 18 часов за рулем, один из попутчиков воскликнул: Кисловодск!!! И я, машинально, крутанул руль вправо, о чем впоследствии пожалел, т.к. сбился с пути и потерял драгоценное время. Возвращение на маршрут стоило мне 200 рублей, т.к. пришлось ехать через Пятигорск, и на выезде из города нарвались на КПП. ГАИшник заметил, что пассажиры сзади были непристегнуты. Попросил оставить машину за постом и пройти в комнату. Там мне предложили на выбор 2 варианта: или оплата через кассу банка, днем следующего дня, или оплата на месте. Сначала хотели 500 рублей. Я сказал, что у меня нет таких денег. Инспектор поинтересовался, откуда и куда едем, и где я работаю (заботливый). После чего сам назвал сумму, на которую я и согласился. Дальше нас остановили на каком-то участке, где произошло крупное ДТП совсем недавно. Через 5 минут разрешили ехать по встречной полосе, с невысокой скоростью.
Границу с Кабардино-Балкарией проскочили незаметно, никаких опознавательных сооружений в виде поста ГАИ не встретили. С трудом в это верилось, но факт говорил сам за себя: до Нальчика было совсем уже близко. Свернули в посадку отдохнуть. Дело было за полночь. Я за рулем 20 часов без сна. Ночевал в машине. Мои попутчики- в палатке. Все тихо и спокойно. В 6 утра проснулись, умылись и сразу отправились в путь.
Об аппетитах правоохранителей южного региона читал в интернете, на разных форумах. Информация разная, порой противоречивая. Но в одном все соглашались друг с другом- силовики здесь любят деньги больше, чем в других регионах. Теперь настало время подтвердить или опровергнуть правдивость этих рассказов. Начались мои наблюдения.
Хочу сказать, немного забегая вперед, что в Кабарде и Осетии меня останавливали 5 раз, и 3 раза пришлось платить деньги за то, чтобы отпустили (при этом правила я нарушил всего один раз), поэтому суммы поборов были небольшими: от 100 до 400 рублей.
Первый раз нас остановили при въезде в Осетию. Увидели Украинские номера, с неподдельной радостью на лице махнули рукой по направлению к обочине и попросили подойти к окошку пропускного пункта. Там крупнолицый, добродушный на вид дядька, лет 35, с широкой кавказской улыбкой сказал, чтобы я заплатил 500 рублей и ехал себе дальше. Я всегда отвечал примерно одно и то же, а именно, что у меня нет столько денег. Только на бензин, плюс небольшой запас. Мне всегда верили, после чего начинали сбрасывать цену. Минут 10 мы показывали друг другу пальцы: Он мне 5, я ему 4. Так продолжалось какое- то время, пока мой собеседник не сдался. Он согласно кивнул головой в сторону интересующего меня направления. Я побежал к машине, залез в бардачок за деньгами, краем глаза увидел взволнованные лица попутчиков- подбодрил их. 400 рублей и очередной вопрос с проездом решен. Едем дальше.
Въезжаю в населенный пункт на скорости 84 км/ч. Его название указано на табличке после поворота дороги налево, поэтому не просматривается издалека. Сразу за ним находится засада ГАИ. Меня останавливают, подходят, здороваются, представляются, проверяют документы, просят пройти к их машине, чтобы указать на нарушение. Я иду. Смотрю, на капоте стоит ноутбук, а на экране фотография с изображением моей машины: номера, лицо водителя, допустимая скорость в городе, превышение скорости на 24 км\ч. Штраф. ГАИшник спрашивает, выписывать или рассчитаюсь на месте. Я говорю- на месте. Он называет сумму в 300 рублей, я говорю- 200. Так и решили. Иду к машине, а Он, вдогонку, спрашивает, сколько лет ребенку, который спит на заднем сидении у меня в авто. Я удивленно переспрашиваю: Какому ребенку? Он отвечает: ну тому, который спит у Вас в авто, ему лет 14, верно? Я отвечаю, что ребенку уже 22 исполнилось (один из моих попутчиков), и ГАИшник просит показать документ, который бы подтвердил это. Иду к машине. Окликаю спящего «ребенка», девушку, которая выглядит явно младше своего возраста, что меня, как сейчас станет известно, и спасло от штрафа, прошу гражданский паспорт. Приношу ГАИшнику, Он внимательно смотрит, соглашается со мной, что «ребенок» уже взрослый: цифры в документе говорят сами за себя. Инспектор продолжает листать страницы паспорта, и вдруг Его лицо озаряет улыба удивления, даже восторга. Он показывает мне надпись в паспорте, где говорится, что документ выдан городом Орджоникидзе, правда, в Украине. А поскольку столица Южной Осетии Алании- Владикавказ, раньше называлась Орджоникидзе, получается, что мы, вроде как, местные. Даже прописка естьsmile:)) Мне возвращают документы; я иду в машину за деньгами для расчета. ГАИшник подходит ко мне, и в открытое окно машины спрашивает: «Что, не много денег»? Я отвечаю: «Не много». Он говорит: «Отпускаю»! Я не верю своим ушам. Он добавляет: «Не думайте, что здесь все такие, кому только деньги нужны. Вот, Вы, если бы не нарушили правила, я бы Вас даже не остановил». Ну, не знаю, чем мы понравились этому дяденьке, но большое Ему спасибо, что разрушил мой стереотип о том, что в этом регионе «по другому» нельзя. Это еще не все. Он рассказал, как быстрее доехать до границы, минуя посты. Редкий, вымирающий вид людей в форме, в этом регионе.
Я жму Ему руку, благодарю от всей Души. Едем дальше.
Проезжаем Владикавказ. Начинается Военно-Грузинская Дорога. В разные годны по ней проезжали: Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский…
Хочется увидеть перед границей украинские номера. Не встречаются. И тут, вдруг, впереди, вижу Туксона, с Киевскими номерами. Сигналю. Из нашего окна появляется Украинский флаг, делаю обгон и ухожу сразу на заправку, чтобы не злить местных джигитов. Попутный украинец ответил радостным попискиванием клаксона. На заправке встречаем мужчину, который лет 20 назад учился в Харькове; Он помнит имена преподавателей, профессоров, которых знает лично один из моих попутчиков, Паша. Обмен номерами телефонов, рукопожатия, объятия, слова поддержки, и наш автомобиль едет дальше.
Очередной пост. Нас останавливает молодой ГАИшник, проверяет все, что только возможно- придраться не к чему. Пристегнуты даже пассажиры на заднем сидении, а огнетушитель и аптечка находятся в салоне. Легкая проверка моего знания законов РФ, пару вопросов по страховке, и козырная фраза: «Дай, сколько не жалко, за то, что остановил». Аргумент тянет на «Оскар» или «Греми». Вот логика: махнул палкой- надо хоть что-то попросить взамен, компенсировать энергозатраты. Говорю, что мне не жалко для Него 5000 рублей, но могу дать только 100. Он соглашается. Не успеваю забрать у Него документы- взмах волшебной палочкой, и очередная жертва у Него на крючке. Присматриваюсь- Украинская фура, со стороны Грузии едет. Вот, думаю, хорошая возможность узнать, что Нас может ожидать дальше. Водитель обрадовался, увидев земляков. ГАИшник подошел к водителю фуры, решил свой единственный, интересующий Его вопрос, и внимательно стал наблюдать за тем, как общаются два Украинца-водителя. Стоит в стороне, недалеко, улыбается. Я в открытую с водителем обсуждаю ситуацию в Осетии и Кабарде. Спрашиваю, интересуюсь. ГАИшник стоит, улыбается. Земляк дает совет: не нарушил- не плати больше 200-300 рублей, всегда можно договориться в этих пределах. Прислушаться к совету было несложно. Денег было впритык.
Едем дальше. Горы, постепенно, начинают словно сжиматься впереди, становятся все выше и выше, всем своим видом подготавливая Нас к чему-то неожиданному.
Дарьяльское ущелье. Слышим шум Терека. Видим коров и другой скот, медленно бредущий вдоль дороги. Время здесь словно замедляет свой ход, или даже полностью останавливается. Справа мелькают люди в военном, с автоматами на плечах, а чуть дальше стоят БТРы. И все сильнее становится ощутимым контраст: удивительная красота природы и полное безумие человека. Эти два чувства возникают внутри одновременно.

Чми- неблагозвучное для Русского уха название села. Мне искренне не хочется обижать кого-то из мирных жителей этого красивого места, называя их Чмырями. Хочу отметить только отдельных его представителей, которые послушно караулят возле шлагбаума, сразу за поселением. Ни один рубль не проскользнет через этих доблестных защитников порядка. Наверное, сама история, сквозь века, подсказала емкое и правдивое название этому месту.
Чтобы долго не сгущать краски, открываем Википедию и читаем:
Чми (осет. Цыми) — село в Северной Осетии (административно относится к Владикавказу). Находится на Военно-Грузинской дороге.
Численность населения: 1970 — 619 чел., 1979 — 450 чел., 1989 — 419 чел., 2002 — 411 чел.
Один из стариннейших осетинских населённых пунктов, является родовым поселением осетин Тагаурского общества, где всё население относилось к фамилии Дударовых. Селение Чми занимавшее очень выгодное стратегическое положение у входа в Дарьяльское ущелье, упоминается ещё в источниках XVI—XVII вв.[1]
Недалеко от селения находится комплекс археологических памятников (погребения в катакомбах с оружием) от эпохи бронзы вплоть до позднего средневековья. Там же располагается крупный аланский могильник VI—IX вв., где было найдено большое количество оружия, инвентаря, предметов быта алан[2].
Вот что писал известный грузинский историк и географ XVIII века Вахушти Багратиони в своем труде «Описание царства Грузинского» о Чми:
У самого устья кистинской речки, на западной стороне Арагвы, на подошве высокой горы расположено Чими, урочище большое и имеющее башню. Жители его суть овсы, Сидамоновы по фамилии…

Клан, в общем.

Останавливают, внимательно рассматривают документы, страховку. Просят пройти в кабинку. Нет проблем- идем. Заходим в какую-то комнатушку, с одним окном, в которое и голова-то с трудом может пролезть. Из освещения- тускло горящая лампа. Сажусь возле дядьки в военной форме с большим лицом, жадными глазами и хамским поведением.
В тишине, кажется, слышно, как шевелятся тяжелые механизмы в Его голове, выскрипывая знакомую мелодию: «Как, Как, Как можно больше заработать денег?» Примитивно, но факт. Я уже готов к интересным поворотам сюжета в Нашем диалоге. Что же еще придумает хитрый, изворотливый человеческий ум? Разговор начинается сразу по делу. Алгоритм прост, как огурец: Мы Вас не пропустим, т.к. у Вас нет пропуска для проезда, который нужно было получить во Владикавказе. И стоит эта процедура 500 Российских рублей. Я думаю: «Ловко! Называет сумму, которую хочет получить на руки, чтобы я даже не подумал ехать обратно, ведь это около 30 км. от Чми». Я смотрю прямо в глаза этому стражу, спокойно отвечаю, что по моим данным, которые получены за сутки до выезда из Харькова, на официальном сайте таможенной службы РФ, никакой пропуск для пересечения границы, а также приграничной территории, не требуются. Более того: буквально на днях я разговаривал с двумя Украинцами, которые пересекали конкретно этот пункт, и платили здесь всего 100, а не 500 рублей. В завершение ко всему сказанному, вспоминаю и рассказываю, что в интернете и о Чми, и о цене проезда уже много написано, и никто больше 100 рублей из проезжавших здесь не платит. Когда я все это выдал, то заметил, что дядька не знает, куда деть глаза- неужели совесть зашевелилась внутри? Нет, страх! Эмоции подползают к Его голове. Все, пора сматываться- думаю я. Дальше идет неожиданный поворот сюжета. Мне отдают моментально документы с пожеланием, чтобы я поскорее убирался от Них дальше. Я уточняю направление, оказывается- в сторону Грузинской границы. Мне это как раз было и надо. В догонку слышу, что меня здесь будут ждать на обратном пути, тогда и поговорим. Никак на это не реагирую. Передо мной открывают шлагбаум, и теперь до границы остается всего несколько километров. Как мне удалось проехать через этот КПП не заплатив ни копейки? Ответ на этот вопрос не знает никто. Ни я, ни даже сами Чмишники.
Нижний Ларс, Верхний Ларс. Граница. Все сверкает, все блестит. Новое оборудование, терминалы. Красота. Обслуживание на КПП, на удивление, приятное. Наверное, здесь платят хорошие деньги за службу. Для жадного к деньгам (а не порядку) таможеннику только страх увольнения и(или) высокая зарплата могут служить хоть каким-то тормозом, я так понимаю. Что Мы здесь видим? Никакого намека на вымогательство. Все вежливы, отвечают на вопросы. Ходят за тобой, подсказывают, на ошибки с нашей стороны не злятся. Удивлены. Приятно, после всего этого беспредела, который мы насмотрелись в двух предыдущих областях. Сканируют вещи, сканируют машину. Заполняю бумаги, на вывоз ТС, проходим паспортный контроль. Проверяют всю машину, каждую дверь, каждый бардачок. Доброжелательные, говорят «пожалуйста».
По ходу не теряю время, и каждую свободную минуту использую на общение с местными или заезжими автомобилистами. Рассказываю свою историю, выслушиваю их. Не раз приходилось слышать, что еще лет 5 назад после Кабарды и Осетии можно было остаться в одних трусах. Так зверствовали местные ГАИшники и бандиты. Теперь ГАИшники разобрались с бандитами, и задачу дорожных поборов удачно выполняют только Они одни.
Загружаем вещи, едем дальше. Процедура заняла не больше 1,5 часа, во многом благодаря тому, что мы были на границе часам к 11 дня. Во второй части дня людей побольше, как мы поняли уже на обратном пути. На выезде подписали бумаги, в которых обязались не останавливаться на транзитной территории, между Россией и Грузией, протяженностью шесть километров. Но уже через три километра увидели въезд на Грузинскую таможню. Никакие бумаги заполнять не понадобилось. Пока проверяли багажник моей машины, ребята-попутчики прошли паспортный и вещевой контроль, он занял минут 10-15.
Меня сфотографировали на вэб-камеру, внесли данные автомобиля и загранпаспорта в компьютер. И пожелали счастливого пути.
Грузинские таможенники, как это ни странно, оказались не такие общительные и приветливые, как Российские. Меня это удивило еще и потому, что в инете было написано как раз наоборот. Ни мне, ни моим друзьям никто не грубил и не хамил, но чувствовалось, что с Нами говорят строго. Возможно, смена попалась такая, и судить по Ней об общей ситуации на таможне было бы не разумно. Время прохождения Грузинской таможни заняло 20-30 минут.
Все, можно выдыхать. Еще, будучи в Харькове, мне неоднократно рассказывали и предупреждали форумчане и знакомые о законопослушности работников дорожной полиции в Грузии. Взятки не берут. Могут оштрафовать за то, что предлагаешь деньги на руки. Остановили- из машины не выходить, сами подойдут. Не спорить. Слава Богу, мне так и не пришлось проверять эти советы на практике. Поверим на слово. Могу только сказать, что при внешней видимости строгости и порядка, реально, полиция проявляет лояльности как к скоростному режиму, так и к соблюдению правил перестроения и разметки. Отношение к иностранцам- приветливое, терпимое.
Из Степанцминда (бывший Казбеги), справа по борту, вверху, увидели вечнобелую вершину горы Казбек. Церковь Святой Троицы в Гаргети. Дух захватывает. Сразу за поселком начинается дорога из гравия, и тянется примерно до Крестового перевала, километров 30. Ехал по ней 40-50 км. в час. Окна открыты, пыль столбом. Панель приборов покрылась равномерным, серым слоем пыли. Внешний вид машины, еще вчера сверкающей чистотой- просто не узнать. После Гудаури началась отличная дорога и больше не заканчивалась уже до Тбилиси. Спускаемся вниз, вдоль Куры. Потихоньку подкрадывается усталость, накопившаяся за 2 дня пути. Проезжаем слева водохранилище. Останавливаемся для того, чтобы размять ноги, делаем пару фоток на память.
Всех нас буквально завораживал вид коров, пасущихся на мостах и в тоннелях. Возможно, этот природный кондиционер оказался более заманчив для рогатых, чем зеленая травка на лугах и склонах, которыми изобилует Грузия. Но, я не припомню ни одного моста, где бы ни стояло стадо коров, преграждая движения автотранспорта. Если где-то и не было коров на мосту, то были явные следы, свидетельствующие о недавнем пребывании их там. Равномерный слой помета скрывал разметку дороги, и даже Грузинской дорожной полиции приходилось, порой, останавливаться, чтобы уговорить местных хвостатых обитателей отойти хоть немного в сторону, освобождая проезд для транспорта.
Недалеко от Тбилиси, проезжаем древнюю столицу Грузии- Мцхету. Это- место слияния двух горный рек. Именно об этих местах, упоминал в своем произведении «Мцыри» М. Ю. Лермонтов, в самом начале:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;

Ближе к вечеру были уже в Тбилиси. Несколько слов хочется сказать о Грузии автомобильной. Первое, что бросается в глаза приезжему издалека- это иная манера вождения. Мало кто предупреждает о повороте или перестроении. Многие сигналят, словно обозначая свое присутствие на дороге. Я здесь, я еду- хотят сказать этим Грузины. Стиль вождения называется: куда хочу, туда и рулю. Постоянно перед передним бампером моей машины мелькают отважные горцы на своих крутых внедорожниках, или стареньких иномарках.
Останавливаемся возле конечной автобуса, один из моих попутчиков заходит вовнутрь и спрашивает, как проехать в центр города, говорит название улицы, которую мы ищем. Водитель начинает объяснять дорогу, но Его прерывает добродушный с виду мужчина средних лет, который собирался было ехать совсем в другую часть города, но поскольку мы не местные, и нам нужна помощь, то с радостью сделает доброе дело и покажет дорогу. Так и решили. Нас сопроводили в центр города. Заплатили местными деньгами за стоянку машины, т.к. у Нас не было разменных монет. Попрощались с попутчиками, молодой парой из Харькова, Сашей и Касей, которые остались на 2 недели в Грузии, полные желания получить максимум впечатлений от путешествия. Договорились о дате и времени встречи, обменялись контактами, а сами поехали короткой дорогой к окраине города, по направлению к Армянской границе. Когда лабиринты улиц начали стекаться в один сплошной поток главной дороги, ведущей за город, и заблудиться было уже просто невозможно, Наш добрый проводник захотел выйти из машины, пожелав Нам счастливого пути. Пожелания оказалось кстати: впереди очередная таможня и горная гряда. Десятки и сотни километров серпантина, практически до самого Еревана.
Не больше, чем через 1,5 часа мы были на границе. Грузия выпустила за 15 минут. Армения впускала около часа. Оказывается, что для граждан СНГ, кроме Грузии, действуют таможенные пошлины, которые составляют около 70 долларов на въезд и около 20 на выезд, на 15 дней пребывания. Меня это возмутило, т.к. сколько читал разных статей и общался с людьми, пересекавших границу с Украинскими номерами, и нигде, ни разу не слышал об этом законе. Меня убеждают, что все легально, что такой закон есть, и если я не оплачу- меня просто не пропустят дальше. Я выхожу из брокерской конторы, в которой проходил разговор, и иду к таможенникам уточнить сумму для оплаты и сроки пребыванию. Меня успокаивают, говорят ту-же самую информацию, что все легально и т.д.
Что делать? Не заплачу- не проеду. Пришлось заплатить. Мне выдали какую-то бумагу, напечатанную на армянском и английском языках, со штампами, печатями и подписями. И поскольку темнело, а времени не хотелось терять не минуты- отправляемся в путь, прихватив с собой 2 местных армян, которые утверждали, что опоздали на автобус, и даже уже собирались ночевать на таможне. Сделали доброе дело- отвезли ребят. Кстати, не только мы, но и Они оказали огромную услугу нам, позвонив моим друзьям в Ереван, и предупредив, что все в целости и сохранности, и должны скоро быть на месте. Дорогу я не знал, куда конкретно ехать в Ереване- знал, был только адрес. Зато все это знали ребята, которых мы забрали с границы. Как хорошо, что мы оказались друг-другу полезны. По пути проезжаем города Спитак и Ванадзор (бывший Кировакан), от которых 7 декабря 1988 года остались одни руины, в результате сильнейшего землетрясения. Национальная, всесоюзная, международная трагедия: десятки тысяч погибших, раненных, оставшихся без крова. Сейчас эти города полностью построены заново и в них живут люди. В темноте нельзя было увидеть абсолютно ничего, кроме пятна от света фар, в 30 метрах по направлению движения автомобиля. Поэтому, любоваться красотой гор и городов получилось только на обратном пути, спустя 2 недели. Дорога, постоянно, то поднималась вверх, то опускалась вниз, извиваясь, словно змея.
В Ереван приехали уже ночью. Нас встретили. Разместили. Накормили и уложили спать. Утром следующего дня, отвез моего попутчика Пашу к Его друзьям, с которыми он не виделся лет 20, после окончания института в Харькове. Вернулся к своим Ереванским знакомым, мы загрузили вещи, позавтракали, и отправились в Нагорный Карабах, г. Степанакерт.
350 км. по горной дороге Закавказья. Через Араратскую Долину, через перевалы.
Арарат так и не показал себя во всей своей красе. Только лишь выглянула снежная шапка верхнего пика из густых облаков на короткое время, словно приветствуя Нас, и опять куда-то делать в дымке.
В Степанакерте были во второй половине дня. Рассказывать обо всех приключениях и той красоте, которой изобилует край- не представляется возможным сейчас. Т.к. в двух словах не скажешь, а описание всех подробностей заслуживает отдельной темы.
Хочу, в заключении, сказать, что о поездке не жалею, и на следующий год снова планирую продолжить свое путешествие в этих местах уже вместе с родителями и друзьями.
Обратный путь из Еревана в Харьков не был столь богат событиями и впечатлениями, за исключением, разве что одного-двух, о которых расскажу чуть ниже. А вот по пути из Степанакерта в Ереван, мы заехали в Джермук- известный на весь Мир городок, с чистейшей минеральной водой. Видели завод, на котором эту воду разливают и отправляют в различные уголки Армении и всего мира. Видели множество санаториев, водопадов, парков и скверов, утопающих в зелени, рек и заводей. Пили воду, текущую прямо из гор в специально оборудованное место, не знаю его название. Там несколько источников и везде разная температура, от 25 до 53 градусов. В последнем- невозможно долго держать руку в воде, настолько она горячая. Само место напоминает какой-то небольшой Европейский курортный городок. Очень чисто, очень аккуратно. Вокруг слышна иностранная речь. Мы были здесь всего полдня, после чего нужно было ехать дальше, в Ереван. На следующий день побывали в Эчмиадзине и Севане, а также в церкви Ахтамар. Все очень понравилось, кроме перегруженных трасс и забитых людьми пляжей. Такое впечатление, что весь Ереван на выходные съезжается на отдых. Ощущение курорта.
Из Еревана до Харькова взял с собой еще одного попутчика- женщину 72 лет, большую часть жизни проколесившую по дорогам СССР со своим мужем, на машине. Дорогу перенесла достойно.
Весь путь от Российской границы до Степанакерта и обратно до Российской границы, плюс еще путешествия там, а это, в общем, около 2000 км., меня никто не останавливал. Документы не проверяли, деньги не платил. Таможни проходил спокойно и быстро. На обратном пути даже не проверили вещи, на Армянской стороне. А Грузин удовлетворило устное декларирование того, что находится в багажнике моей машины.
Хочу еще немного рассказать о том самом зловещем Чми, перед Российско-Грузинской границей, о котором уже упоминал ранее. Дело было к вечеру. Прохождение Российской таможне заняло часа 3, т.к. заставляли сканировать весь грузовой и легковой автотранспорт, а очередь всего одна для этих целей. После таможни, измученные и радостные, одновременно, въезжаем в «логово тигра». Чми, здравствуй, вот и Мы!!!
Взмах волшебной палочкой, хмурый взгляд, проверка документов и страховки. Я знаю, что моя страховку просрочена на сутки. Отдаю на досмотр, молча, без комментариев со своей стороны. Мне указывают, что страховка просрочена, я соглашаюсь, и говорю, что для продления нет денег. Меня приглашают в знакомую будку. Смена другая, лица незнакомые. Начинают по полной. Хотят, чтобы снимал номера, оплачивал штраф в размере 2500 рублей во Владикавказе, потом только вернут номера. Я стою, молчу, внимательно смотрю на Них. Мне повторяют, чтобы я шел, снимал номера. Я говорю, что у меня нет денег, чтобы платить им, иначе не хватит на бензин обратно. Разговор продолжался в течении часа, с разными инстанциями, от страховщиков и таможенников, до работников местного ГАИ. Доходило до абсурда, т.к. я обещал поставить палатку возле их КПП, если не пропустят. С меня уже хотят все и каждый. ГАИшники- 500 рублей, таможенники- 300, а страховщики- 2150. В итоге даю только таможенникам 200 рублей, и меня отпускают.
На последок, ко мне подскакивает молодой парень, спортивного телосложения, и предлагает Осетинско-Кабардинский аттракцион под названием «Сопровождение». Оказывается, это такой вид услуг, когда заплатив 250 долларов, Тебя сопровождают по всей территории южного региона на машине ГАИ, с мигалками. Зеленый коридор, скажем так. Без остановки на красный, без взмахов палкой. С гарантией. Дешево и сердито- обещают Нам. Ко мне сразу потеряли интерес, когда узнали, что платить нечем. «Вот и нечем»- сказали мне в ответ,- «что нашими услугами не пользуешься». Разочаровались, черти полосатые.
Я сажусь в машину и советуюсь с попутчиками на тему: что делать. Нас и так уже отпустили. Мы можем или ехать по территории России без страховки, или на последние деньги купить эту самую страховку. Что более затратно: заплатить один раз 1250 рублей за страховку, совершенно без какой-либо гарантии на то, что этого будет достаточно, для беспрепятственного пути обратно, или эти деньги припасти для взяток. Ну, думаем, постараемся, проскочим. И оказались правы. Нигде больше в России, в том числе и в южных регионах, платить не пришлось. Наша тактика сработала еще благодаря и тому, что стемнело, и красивая эмблема желто-синего флага на наших номерных знаках перестала просматриваться с дальнего расстояния.
На КПП между Осетией и Кабардой увидели молодого человека с автоматом, который проверял документы у водителей каждой проезжающей мимо машины. Смотрит на Нас, на авто, номера, улыбается и кивает головой, чтобы проезжали дальше. Я благодарю Его, и мы уезжаем. Дальше остановили ночью, уже в Ставропольском крае, за Минводами, просветили машину полосатым светящимся жезлом, и даже не проверяя документов, разрешили ехать.
Вот так и закончилась охота на украинского брата в России. Переночевали в Ставропольском Крае, а уже днем были на Российско-Украинской границе. В ночь с 11 на 12 августа добрались до Харькова.
Что еще стоит вспомнить, напоследок? Тезисно:
Общая протяженность моего маршрута составила около 5000 км.
30 долларов сожрал у меня юг России, что, в принципе очень даже терпимо. Известны случаи, когда в карманах правоохранителей задерживались суммы, многократно превышающие любые мыслимые пределы. До 500 долларов за 2 области в одну сторону.
Много зависит от модели и марки машины. Психологи еще те. Смотрят и на человека и на машину, на все. Потом складывают цену.
Бензин в России дешевле и намного лучше любого Украинского. Я заливал и 95 и 93. В Армении, даже 91 лил (не знаю, что это такое, но тянет отлично). Машина просто летит. Ни в какое сравнения с Украинским самопалом не катит. Мой совет заключается в том, что перед въездом в дорогую Грузию, стоит залить полный бак недорогого и качественного Российского топлива, возле Владикавказа. Перед возвращением в Украину- процедуру стоит повторить. Не пожалеете.
Для въезда в Россию нужно оформить страховку- Грин Карту, но только не для всего мира, а для стран Украины, России и Беларуси. Такая страховка дешевле Европейской. Ее стоимость, на 15 дней, в пределах 180 грн. Оформляется в любой крупной страховой компании города Харькова. С недавних пор- на любом крупном перекрестке или дороге, прямо в машине представителей, с надписью «Автострахование». Для въезда в Грузию страховка не нужна, не является обязательной. Для въезда в Армению- пока не нужна. В следующем году собираются ввести обязательную страховку, которая будет стоить не больше 100 долларов (сумасшедшие). Цену, в правительстве, еще не сложили.
Пошлины, в размере 70 дол. на въезд, и 20 дол. на выезд, за 15 дней пребывания, платил только на границе с Грузией и Арменией, нигде больше это не требуется.
Для пересечения Украинско-Российской границы подойдет обычный гражданский паспорт. Для пересечения Российско-Грузинской и Грузино-Армянской границ нужен загранпаспорт. Визы нигде не нужны.
Еще, важно!!! Если у Вас в загранпаспорте стоит отметка о пересечении границы России и Абхазии, или России и Юной Осетии, после лета 2008 года, то проще попрощаться с идеей побывать в Грузии, чем нарваться на неприятности. (Не смейтесь, но в Грузии взятки не берут, не предлагайте). В законе об «Оккупированных территориях», принятом в 2008 году, после окончания боевых действий, говорится, что граждане, которые пересекли границу с Абхазией или Южной Осетией с территорию России, будут или оштрафованы в крупном размере (порядка 1000 долларов США), или лишены свободы на Грузинской территории. Проще поменять загранпаспорт, очистив тем самым от штампов, чем платить такой штраф или подвергать свою жизнь и свободу неоправданной опасности.
Запасайтесь купюрами по 50 и 100 рублей, для расчета на месте. Не трясите перед лицом инспектора купюрой в 1000 рублей. Это может действовать как красная тряпка на быка.
Если мои наблюдения и изучение данного вопроса верны, то в Южных регионах наблюдается явная позитивная тенденция в сторону улучшения ситуации, за последнии годы. Будем надеяться, что эта огромная, постсоветская коррупционная махина в ближайшем будующим, накроется медным тазом, и свежий воздух спустится с гор, к дорогам Прикавказья. Будем в это Верить.

Вот и подошел к концу мой рассказ. Если смог помочь хотя-бы одному человеку, то свою задачу считаю выполненной.
До встречи на дорогах родины. До встречи на дорогах мира.

Роман, Украина, Харьков, 17 августа 2010 г.

 

http://gruzya.info/communication/forum/forum8/topic263/

1 коментар до “Как попасть в Грузию через Россию… или ментовский безпредел

  1. FeelPlanet

    В Грузию можно попасть по воздуху, по земле и по воде. По земле это можно сделать через официальные погранпереходы и, в теории, нелегально. Однако, нелегальные переходы используются в основном местными жителями.

Залишити відповідь