О киевской компании Квазар

Автор | 19.09.2010

Единственный в Украине завод по производству фотоэлектрических модулей различной мощности практически всю свою продукцию экспортирует в европейские страны. Предприятие поставляет ее в Германию, Швейцарию, Испанию, Италию, Францию, под проекты строительства крупных солнечных станций, а вот крупных отечественных проектов здесь пока назвать не могут. На Родине квазаровские модули, которые преобразовывают энергию солнца в электрическую энергию, установлены на единичных, в основном частных объектах.
Директор Департамента солнечной энергетики ОАО «Квазар» Александр Юденко считает, что такое положение вещей во многом объясняется тем, что раньше, в связи с низкими ценами на энергоносители, в нашей стране, подобная продукция была не востребованной.

Фотоэлектрические модули

Фотоэлектрические модули

«В ОАО «Квазар» входит ряд предприятий, которые занимаются электроникой, солнечной энергетикой, инсталляцией солнечных систем, – рассказывает Александр Юденко, проводя экскурсию по заводу. Одно из них – занимается производством моно и мульти кремния, который в дальнейшем используется для производства пластин фотоэлектрических преобразователей и фотоэлектрических модулей».

Продукция изготавливается на импортном оборудовании. Раньше оно производилось и в Украине, но после развала Советского союза производство остановилось. Исходное сырье для производства моно и мульти кремния – поликристаллический кремний – также экспортируется, хотя раньше Украина была его основным производителем в СССР. Недавно одно из запорожских предприятий начало вести работы по восстановлению его производства. Александр Юденко говорит, что это позитивно скажется на работе завода. Отечественное сырье снизит себестоимость продукции, что позволит быстрее выйти на украинский рынок. Пока же используется американский либо японский поликремний.

Затем Александр Юденко показывает участок, где слитку придается квадратная форма размером в 4-5 дюймов. Дальше он режется на пластину толщиной от 160 до 200 микрон (тоньше волоса). Это сложный наукоемкий процесс. Требует высокой квалификации инженерного и всего рабочего персонала. Хоть производство и автоматизировано, но требует постоянного контроля.

Это пластины, на основе которых изготавливается фотоэлектрический преобразователь. Другого подобного производства в Украине нет, так как это очень сложный физико-химический процесс. Производство проходит на базе участка, где во времена Советского Союза делали интегральные микросхемы (часть этого производства еще осталась). Здесь создан специальный микроклимат. «В этой комнате чище, чем в операционной. Держится постоянная температура и влажность, потому что любые изменения приводят к браку», – комментирует Александр Юденко.

Последний этап производства – из полученных пластин делаются фотоэлектрические модули разной мощности, которые являются законченным изделием. Они устанавливаются непосредственно на объектах и преобразовывают энергию солнца в электрическую энергию. Стоимость такого модуля составляет порядка 60% – 70% от общей стоимости всей фотоэлектрической станции.

Производство на заводе «Квазар» беспрерывное – 24 часа в сутки, три рабочие смены. Останавливается только один раз в квартал, когда проводится профилактика. Несмотря на сложный период, ни о каком сокращении кадров здесь не идет и речи, наоборот, существует их недостаток. «Основная база работников осталась еще с того периода, когда завод «Квазар» выпускал интегральные микросхемы. Эти люди уходят на пенсию, а молодые хоть приходят, но есть проблемы с их обучением, – рассказывает Александр Юденко. Раньше при заводе существовало ПТУ, где обучали работе на таком оборудовании. Сейчас его нет. Уходят квалифицированные кадры, а нового притока квалифицированных кадров нет».

Фотоэлектрические модули

Фотоэлектрические модули

После ознакомления с производством, беседуем с Директором Департамента солнечной энергетики ОАО «Квазар» Александром Юденко о проблемах, возникающих в работе.

– Александр Дмитриевич, в конце мая, на заседании круглого стола, посвященному развитию альтернативной и возобновляемой энергетики в Украине, вы сказали, что 99% продукции завода экспортируется и лишь один процент остается в Украине.
– Я повторю это и сейчас. Правда, есть и положительные изменения. Сейчас Украина оживилась, и мы активно прорабатываем отечественный рынок. По нашим данным, объем, остающийся в Украине, уже достигает 5-ти процентов. Принятая правительством программа развития альтернативной энергетики, безусловно, дает свои результаты. Но пока объем, существующий в Украине, не идет ни в какое сравнение с тем, что потребляется в Европе. Если у нас покупают 10 КВт в месяц, то там покупают 10 МВт. Почувствуйте разницу.
В дорожной карте Европы значится, что к 2020 году все страны, входящие в Евросоюз, должны иметь удельный вес электроэнергии, выработанной от альтернативных источников энергии – ветер, солнце, и т.д. – 20 % от общего объема выработанной электроэнергии. Это серьезная, сложная задача, которую они перед собой поставили и успешно к этому идут. К примеру, в Португалии, к 2020 году – 45% электроэнергии, которая вырабатывается в стране, должна получаться из альтернативных источников энергии. В Бельгии и Чехи – 13%, В Болгарии – 16%, Дании – 30, Германии – 18, Эстония – 25, Ирландия – 16. Вот Швеция. Страна… вроде бы и солнца там особого нет, но поставленная задача – 49%. То есть половину всей электроэнергии выработанной в стране они собираются получить от альтернативных источников энергии!
– Какова цифра по Украине?
– По Украине мы таких цифр не встречали. В программе развития солнечной энергетики в части фотовольтаики написан один абзац. Потому что это все нужно лоббировать, а мощного лобби нет. Лоббируются котлы для биомассы, ветростанции… И это все имеет право на жизнь. В регионах, где дует сильный ветер, выгодно ставить ветряки. А вот что у вас в доме не работает от электроэнергии? Все работает от нее. Здесь часто всегда возникает спор. В Украине не так много солнца. Только на Юге, в Крыму. А в Германии больше солнца? В Швеции больше?
– К какой цифре стремитесь вы, как практики?
– Все зависит от бюджета. Отрасль не может развиваться без поддержки. Любая программа, которая существует в Европе, предусматривает выделение льготных кредитов с низкими процентами. Второе – бюджетная компенсация затраченных денег. И третье – гарантированная покупка электроэнергии по зеленому тарифу. Если эти составляющие будут, то… прогнозировать сложно, но хотелось бы выйти на уровень Болгарии, или Чехии и Польши. Я считаю 13-15% – это реальный достижимый процент.
– Вы говорите об отсутствии льгот и преференций, но ведь уже вступил в силу специальный «зеленый тариф», принятый Верховной Радой для электроэнергии, выработанной из альтернативных источников энергии.
– Да, зеленый тариф – это положительный момент. Но до конца не определен механизм компенсации, выплаты зеленого тарифа и подключения к сети. В процессе работы люди сталкиваются с проблемами доступа к сети. Еще я не слышал ни одного в Украине предпринимателя, который бы смог получить с частных Облэнерго деньги за сброшенную электроэнергию. Облэнерго наполовину частные. Они покупают, к примеру, по одной копейке электроэнергии от сети атомщиков. А должно платить 40 евроцентов. Где механизм компенсации? Они скажут – зачем нам это надо? И они это говорят «втихоря». Если мы купим за 6 копеек, то продадим за 30 копеек. А теперь мы должны купить за 40 евроцентов, это 3.80грн., а кто нам вот эту разницу компенсирует? В европейских странах предусматривается компенсация этой разницы. Почему устанавливается зеленый тариф? Это не просто дань моде. Мы понимаем, что через 3-5 лет стоимость киловатта, полученного из сети, сравняется со стоимостью киловатта, который получается от альтернативных источников энергии. Стоимость киловатта, полученного из сети будет только расти, потому что природных ископаемых – нефть, газ осталось на 40-50 лет. Поэтому Европа вкладывает в будущее. Видит ли Украина свою перспективу через 10-15-20 лет. Я пока этого по документам и на практике не вижу.
– Но вы делаете скидку на то, что сейчас программы только начинают развиваться, рынок еще не стабилизировался?
– Конечно! Мы здравые люди. Мы прекрасно это понимаем. Поэтому и говорим о том, что мешает развиваться. И как производители утверждаем, что для того, чтобы товар сделать дешевле, мы должны иметь, как во всем мире, ввозные пошлины на оборудование, которые используются для производства альтернативных источников энергии, минимальные или нулевые. Это преференции или налоговые каникулы, на налог на прибыль. Вы видели сейчас наше оборудование. Оно стоит очень больших денег. И платя на ввозе пошлины и большие налоги, мы это все переносим на себестоимость изделия. Поэтому цена его становится высокой. Кроме этого, продавая его внутри Украины, мы еще 20% накручиваем туда НДС и ничего не можем сделать – таков закон.
Как для примера, если стоимость одного ватта в модуле составляет 2,2 Евро, то мы заграницу продаем по 2,2 Евро, а наш человек платит 2,64 Евро. Есть разница? Вот составляющие, которые проблематичны и мешают развитию солнечной энергетики в Украине.
– Если препятствия будут устранены, как это скажется на вашей работе?
– На наш взгляд – это позволит резко увеличить долю альтернативной энергетики в общем балансе Украины, но пока же перечисленные проблемы сдерживают развитие солнечной энергетике именно в нашей стране.
– Кто ваши клиенты в Украине?
– Это частные предприниматели, у которых есть малое производство, которые хотят уменьшить затраты на этом производстве. Вторая группа – это люди, живущие в отдаленных районах, где есть проблемы с подачей электроэнергии, отсутствие электросетей. Также компании, которые работают по установке гелио систем нагрева, где фотоэлектрические модули используется как источник электроэнергии для работы насосов, и люди пытаются сделать систему нагрева более автоматизированной, привести ее к соответствию стандарта, который принят в Европе. В Европе нельзя установить в частном доме или на объекте фотоэлектрическую станцию, если не установить модули для нагрева воды. Тем самым снижается потребление газа для нагрева воды и электроэнергии. Пока что более активная в этом плане Западная Украина. И, безусловно, после принятия зеленого тарифа, таких клиентов стало больше.
Без зеленого тарифа срок окупаемости солнечной системы составлял порядка 20-ти лет, срок окупаемости при зеленом тарифе – 5-7 лет. Но я считаю, что нельзя энергоэффективность измерять только сроком окупаемости. Нужно думать об энергонезависимости в будущем. Потому что эти проекты на первых порах убыточны. Сложные материалы, оборудование, квалифицированный труд, все это стоит дорого. Эффективность откладывается в периоде. Потому что стоимость энергоносителей нефти и газа будет расти и дальше.
– Какие сами успешные проекты реализованы вами в Европе?
– Испанский. Мы поставляли туда оборудование – 3,8 МВт установленной мощности. Сейчас у нас идет работа с болгарами по 420 КВт-наой станции, прорабатываются проекты со странами Ближнего Востока, где все больше внимания уделяют развитию альтернативной энергетики. Наши инженеры работают по расчету самих станций и поставке оборудования. Это все в рамках программы ЕС по развитию альтернативной энергетики. 5-8 МВт в этом году в Европе мы должны установить. Если оценивать крупные проекты за рубежом, срок окупаемости их, экономическая эффективность 5-7 лет. Как, в общем-то, и у нас при зеленом тарифе. Но! У нас может быть больше даже при зеленом тарифе. Там проценты по кредиту ниже. Там не существует 20% годовых, там 6-7%, плюс компенсация государства. В той же Болгарии если ты устанавливаешь у себя станцию, вкладываешь 30% своих средств, 70% кредитует банк, кредитом на 15 лет с низкими процентами и ты платишь этот кредит за счет того, что у тебя государство покупает электроэнергию по фиксированному тарифу. Все очень просто!
-Что вы делаете для популяризации вашей деятельности и солнечной энергетики?
– По мере наших финансовых возможностей, участвуем в выставках, которые проходят в Украине. Ну и, естественно, на европейских выставках, потому что там нужно показываться, иначе тебя не буду знать. Проводим семинары, обучаем тех людей, которые хотят стать нашими дилерами и работать в регионах. Как таковой рекламы, нет. Опять-таки в связи с финансами – дорого все это стоит и не окупается пока в нашей стране. Реально производство работает пятый год и нужно каждый год покупать что-то новое из оборудования – снижать себестоимость, чтоб иметь конкурентную цену на рынке. А это затратный механизм, поэтому много денег вкладывается в постоянное техперевооружение. Поэтому, в основном выставки, еще журналы Академии наук¸ стараемся работать с посольствами Украины в странах Европы, Африки и Ближнего Востока.
Развитие фотовольтаики в Украине – это пока что дорогое удовольствие. Поэтому без поддержки правительства нам не обойтись. Миллион крыш в Европе имеет систему альтернативных источников энергии – это фотовольтаика, это нагрев воды, и все это солнце. И они сейчас говорят о двух миллионах крыш. Это небольшие системы, но они позволяют в целом экономить достаточно много природных ископаемых и снижать выбросы вредных веществ в атмосферу. Срок работы для наших модулей – более 25 лет, а в принципе, они работаю пожизненно, если, конечно, какие-нибудь люди не решат разбить его или град пойдет, размером в страусиные яйца.
– Скажите честно, не кривя душой. Зачем Вам Украина? Ваша продукция востребована за рубежом, вы успешно работаете с Европой, но сетуете на то, что не можете развивать отечественный рынок. Что это? Патриотическое негодование? Или Украина даст вам возможность большего развития и соответственно – получения большей прибыли?
– Да, это патриотизм. Я скажу абсолютно честно, искренне, наш коллектив собрал очень патриотичных людей, которые любят свою страну. Это не лозунг. Так есть на деле. Эти люди давно могли бы уехать, получать намного больше и жить намного лучше. Но они живут в этой стране и у них есть огромное желание ее развивать. Хорошо там, где нас нет, а Родина – это Родина. И мы искренне хотим развивать Украину. И потом, конечно, в своей стране работать проще.

Вот такие батареи делают на Квазаре

Вот такие батареи делают на Квазаре

Ну и немного о том, что можно приобрести :

Туристические системы

Благодаря небольшим размерам, весу и способности работать в тяжёлых условиях, Вы можете брать такую систему в пеший поход, на рыбалку и охоту.

Удобный чехол защитит основные компоненты системы от дождя и снега. А аккумулятор позволит работать вашим устройствам в тёмное время суток на протяжении нескольких часов. Система может питать лампы освещения, приёмники, рации, заряжать мобильные телефоны и др.

Туристический набор от Квазар

Туристический набор от Квазар

Состав системы:
Часть 1. Солнечный модуль
Мощность: 10Вт
Напряжение: 12В
Размер в чехле: 550х280х80 мм
Часть 2. Аккумулятор
Тип: AGM VRLA – герметичный
Вых. напряжение: 12 В
Номинальная ёмкость: 7 А/ч
Размер в чехле: 240х120х115 мм
Вес системы: ~ 7 кг

В Украине спрос на портативные зарядные устройства сегодня формирует преимущественно молодежь, которая ведет активный образ жизни, увлекается путешествиями и походами. Использование таких зарядок позволяет ей пользоваться мобильной связью, Интернетом, видеокамерами и другой техникой в любом удаленном от цивилизации месте. Но учитывая немногочисленность этой целевой аудитории, говорить о существенном объеме рынка пока не приходится. «Это связано с тем, что многие из потенциальных пользователей просто не знают, что есть такие изделия и каковы их технические возможности. Да и не так много у нас людей, которые ведут активный образ жизни, путешествуя с рюкзаком», – говорит Александр Юденко.

В отличие от украинского, европейский рынок портативных зарядных устройств более обширен как по номенклатуре, так и по ассортименту. Во многом это следствие того, что европейцы больше привержены «зеленому» образу жизни и потому чаще покупают оборудование, позволяющее сохранять окружающую среду. «Если наши люди также потянутся к природе и поймут, что лучший отдых – это отдых на природе, тогда можно ожидать роста спроса на портативные зарядные устройства и в Украине», – уверен г-н Юденко.

Залишити відповідь